Что побудило великого французского писателя Виктора Гюго обратиться к спиритизму, можно только гадать. Не исключено, что толчком к этому послужила трагическая гибель в начале сентября 1843 года 19-летней дочери Леопольди- ны (она утонула в реке). И хотя у писателя и его жены Адели было еще трое детей (сыновья Шарль и Франсуа-Виктор и дочь Адель II), потеря любимой Леопольдины навсегда оставила незаживающую рану в сердце отца. И надо же тому случиться, что ровно через десять лет, 11 сентября 1853 года, во время первого же спиритического сеанса, в котором участвовала супружеская чета Гюго, откликнулся дух, назвавшийся умершей девушкой по имени Леопольдина.
10 ноября 1848 года во Франции после ряда социальных катаклизмов воцарился тиранический режим Луи Наполеона Бонапарта, племянника Наполеона I. Гюго долго присматривался к ситуации и даже пытался найти общий язык с тираном Наполеоном III. Но время шло, а положение в стране не улучшалось. Наконец писатель разразился убийственным памфлетом, обличавшим тирана. С этого момента над головой Гюго стали сгущаться тучи — возникла угроза его ареста. И 14 декабря 1851 года он тайно, переодевшись, покинул Париж и отправился в Брюссель. За ним последовала семья и любезная сердцу писателя актриса Жюль- етта Друзе, сыгравшая в его пьесе "Лукреция Борджиа" одну из главных ролей. Она оставалась близким другом писателя на протяжении полувека.
Вся компания, сделав остановку в Брюсселе, переправилась на остров Джерси в проливе Ла- Манш, входивший в Нормандский архипелаг под протекторатом Британии. Здесь семейство поселилось в особняке Марин-Террас в предместье главного города острова Сент-Хелиер, а неподалеку, за несколько домов от особняка, стала жить актриса Жюльетта Друзе. В то время на острове Джерси нашли пристанище около трехсот ссыльных, главным образом из Франции. Мало кто из них привлек внимание писателя.
Его семейство вело замкнутый образ жизни в обществе крайне ограниченного круга друзей. Среди них была журналистка Дельфина де Жирардан, жена друга детства Виктора Гюго Эмиля де Жирардан. Именно она привнесла в быт опального писателя увлечение спиритическими сеансами.
Гюго и его семейство сначала без особого энтузиазма встретили предложение журналистки заняться спиритизмом. Однако поинтересовались, как это делалось в Париже. По словам Дельфины, там для вызывания духов использовались круглые столы, за которыми усаживались "медиумы". Положив свои руки на поверхность стола, они терпеливо ждали спиритического эффекта. И если среди участников опыта были настоящие медиумы, эффект не заставлял себя долго ждать. Стол начинал покачивать
ся и отстукивать своими ножками оговоренный порядок связи: один удар означал слово "да", два удара — "нет". Буквы передавались количеством ударов в соответствии с их порядковым номером в алфавите.
Но ни в этот вечер, ни в последующие четыре дня ничего не получилось. Наконец 11 сентября 1853 года при участии журналистки Дельфины, всего семейства Гюго и парижских ссыльных генерала Ле Фло и Пьера де Тревенюка стол зашатался! Сначала никто ничего не мог разобрать, потом на вопрос Гюго "Кто вы?" последовал ответ: "Умершая девушка". "Как ваше имя?" — "ЛЕОПОЛЬДИНА". Писатель побледнел как полотно, а его жена Адель забилась в рыданиях.
"Дорогая девочка! Ты счастлива?" — спросил Гюго. "Да!" — был ответ. "Где ты сейчас находишься?" — "В светлом мире." — "Что мы должны делать, чтобы увидеть тебя?" Ответ: "Любить". "Кто тебя послал к нам?" — спросила Дельфина. — "Господь Бог". "Ты довольна, что я поминаю твое имя в молитвах?" — спросил писатель. — "Да". Вскоре после этого дух исчез.
Виктор Гюго, согбенный, склонился над столом. Отныне он стал непременным участником столоверчения на ближайшие два с лишним года...
Удивительно, что в период с 6 сентября по 6 декабря 1853 года собравшимся не раз являлся дух знаменитого французского писателя и философа Жан-Жака Руссо. Однажды его спросили:
"Каково ваше нынешнее отношение к акту самоубийства, которое вы ранее считали допустимым?" Ответ: "Самоубийство — это деяние, совершаемое путником, вознамерившимся отправиться в путешествие по вечности до срока, дабы не опоздать. Этот акт есть не что иное, как попытка переставить стрелки на часах своей жизни". "Почему люди боятся смерти, хотя загробная жизнь обещает им вечное блаженство?" — "Бог дает человеку земную жизнь для исполнения своей миссии и поэтому внушает ему страх перед смертью".
Вечером 9 декабря 1853 года собравшимся явился дух французского поэта Андре Шенье. Ему было 27 лет, когда началась Великая французская революция. Короля Людовика XVI схватили при попытке покинуть страну и 21 января 1793 года казнили. Сотни выдающихся общественных деятелей оказались на эшафоте и были обезглавлены гильотиной. 25 июля 1794 года их судьбу разделил Андре Шенье, не завершив своей последней поэмы.
Как следует из протокола спиритического сеанса, дух Шенье завершил свою незаконченную поэму... после смерти! Специальная экспертиза подтвердила характерный стиль и лексику поэта. Скептики приписывали дописанное неосознанному участию в этом самого Виктора Гюго, но его не было в тот момент среди сидящих за столом...
Как передал дух Шенье, сразу после отсечения головы ему привиделась корзина под эшафотом, заполненная красноватой слякотью. Но тут же картина мгновенно переменилась: вместо кровавой жижи перед отлетевшей душой несчастного раскинулся безбрежный сверкающий океан! Душа ощутила себя в прозрачной оболочке, устремившейся к небу. А небеса превратились в огромное зеркало! И в нем Шенье увидел самого себя в 20-летнем возрасте. Тело больше не прятало душу, а она, освободившись от тела, отражала его в небесах!
И вдруг раздался громоподобный голос: "Слава! Слава тебе, Шенье!" И на поэта снизошло небесное сияние неизъяснимой красоты! Шенье вновь возродился в гигантской колыбели. И тот же голос продолжал: "Я, король Людовик XVI,славлю тебя, отдавшего жизнь за короля!" Встретил там Шенье и виновника своей погибели Максимилиана Робеспьера и — простил его!
21 февраля 1854 года, как явствует из рассказа Виктора Гюго, записанного с его слов, его сыновья Шарль и Франсуа-Виктор, возвратившись домой около 23.30, увидели свет в окнах кабинета отца. Юноши хотели войти в
кабинет, но дверь оказалась закрытой на ключ. На стук никто не откликался. Тогда все отправились спать.
На следующее утро экономка открыла кабинет и впустила туда сыновей хозяина дома. К удивлению вошедших, в кабинете не оказалось ни одного подсвечника! Кто мог осветить комнату в ту ночь и каким образом, осталось загадкой...
Примерно через месяц Гюго лег спать в двенадцатом часу ночи. Засыпал плохо, поэтому слышал, как около часу ночи пришел Франсуа-Виктор и позвонил. Ему открыл дверь Шарль, спустившийся со второго этажа. Потом к ним присоединилась мать, и они некоторое время о чем-то переговаривались в кухне. Затем полуночники разошлись по своим спальням.
Дом заснул, и Гюго погрузился в дрему. В этом состоянии он почувствовал присутствие кого-то постороннего в доме или около него. Прошло довольно много времени, когда совершенно неожиданно и невероятно для домашнего уклада особняка раздался громкий звон дверного колокольчика! Писатель мигом очнулся от дремоты, сел на кровати и прислушался. "Я удивился, кто мог звонить к нам в три час ночи?" — рассказывал потом Гюго. Он встал, зажег свечу и подошел к окнам — ставни на них не закрывались. За окном было темно и тихо. Постояв не много, писатель вновь лег спать.
Наутро за завтраком он рассказал о своем ночном приключении, но никто из домочадцев не слышал звона колокольчика...
Некоторые психологи были склонны признать за Виктором Гюго некие отклонения в здравомыслии. Кстати, врачи настойчиво рекомендовали Виктору Гюго оставить спиритические занятия, что он и сделал осенью 1855 года.
Версию о психической неполноценности великого французского писателя сторонники спиритизма отвергают категорически, ибо не мог человек с "отклонениями отклонениями от нормы" создавать такие шедевры, как роман "Отверженные", завершенный в 1860 году, а позже — романы "Труженики моря", "Человек, который смеется", "93-й год".
А что касается "техники связи", то опытные спириты улавливают смысл текста задолго до завершения "стуков". Настоящие медиумы, как считают знатоки мистических наук, входят в контакт с "потусторонним миром" напрямую, а столы, блюдечки, маятники и другие атрибуты спиритических сеансов служат своеобразным антуражем, возможно, имеющим какой-то мистический смысл...
Комментариев нет:
Отправить комментарий