"Я тот, кто с ночью близко был знаком,

В дождь вышел я и под дождем вернулся..."
Р. Фрост


понедельник, 3 октября 2011 г.

Спиритические сеансы Виктора Гюго

Что побудило великого фран­цузского писателя Виктора Гю­го обратиться к спиритизму, можно только гадать. Не ис­ключено, что толчком к этому послужила трагическая гибель в начале сентября 1843 года 19-летней дочери Леопольди- ны (она утонула в реке). И хотя у писателя и его жены Адели было еще трое детей (сыновья Шарль и Франсуа-Виктор и дочь Адель II), потеря любимой Леопольдины навсегда остави­ла незаживающую рану в серд­це отца. И надо же тому слу­читься, что ровно через десять лет, 11 сентября 1853 года, во время первого же спиритичес­кого сеанса, в котором участ­вовала супружеская чета Гюго, откликнулся дух, назвавшийся умершей девушкой по имени Леопольдина.

10 ноября 1848 года во Фран­ции после ряда социальных ката­клизмов воцарился тиранический режим Луи Наполеона Бонапар­та, племянника Наполеона I. Гюго долго присматривался к ситуа­ции и даже пытался найти общий язык с тираном Наполеоном III. Но время шло, а положение в стране не улучшалось. Наконец писатель разразился убийствен­ным памфлетом, обличавшим ти­рана. С этого момента над голо­вой Гюго стали сгущаться тучи — возникла угроза его ареста. И 14 декабря 1851 года он тайно, пе­реодевшись, покинул Париж и от­правился в Брюссель. За ним по­следовала семья и любезная сердцу писателя актриса Жюль- етта Друзе, сыгравшая в его пье­се "Лукреция Борджиа" одну из главных ролей. Она оставалась близким другом писателя на про­тяжении полувека.
Вся компания, сделав останов­ку в Брюсселе, переправилась на остров Джерси в проливе Ла- Манш, входивший в Нормандский архипелаг под протекторатом Британии. Здесь семейство посе­лилось в особняке Марин-Террас в предместье главного города ос­трова Сент-Хелиер, а неподалеку, за несколько домов от особняка, стала жить актриса Жюльетта Друзе. В то время на острове Джерси нашли пристанище около трехсот ссыльных, главным обра­зом из Франции. Мало кто из них привлек внимание писателя.
Его семейство вело замкнутый образ жизни в обществе крайне ограниченного круга друзей. Сре­ди них была журналистка Дельфи­на де Жирардан, жена друга дет­ства Виктора Гюго Эмиля де Жи­рардан. Именно она привнесла в быт опального писателя увлече­ние спиритическими сеансами.



Гюго и его семейство сначала без особого энтузиазма встрети­ли предложение журналистки за­няться спиритизмом. Однако по­интересовались, как это дела­лось в Париже. По словам Дель­фины, там для вызывания духов использовались круглые столы, за которыми усаживались "меди­умы". Положив свои руки на по­верхность стола, они терпеливо ждали спиритического эффекта. И если среди участников опыта были настоящие медиумы, эф­фект не заставлял себя долго ждать. Стол начинал покачивать­
ся и отстукивать своими ножками оговоренный порядок связи: один удар означал слово "да", два удара — "нет". Буквы переда­вались количеством ударов в со­ответствии с их порядковым но­мером в алфавите.
Но ни в этот вечер, ни в после­дующие четыре дня ничего не по­лучилось. Наконец 11 сентября 1853 года при участии журналист­ки Дельфины, всего семейства Гюго и парижских ссыльных гене­рала Ле Фло и Пьера де Тревенюка стол зашатался! Сначала никто ничего не мог разобрать, потом на вопрос Гюго "Кто вы?" после­довал ответ: "Умершая девушка". "Как ваше имя?" — "ЛЕОПОЛЬДИ­НА". Писатель побледнел как по­лотно, а его жена Адель забилась в рыданиях.
"Дорогая девочка! Ты счастли­ва?" — спросил Гюго. "Да!" — был ответ. "Где ты сейчас находишь­ся?" — "В светлом мире." — "Что мы должны делать, чтобы увидеть тебя?" Ответ: "Любить". "Кто тебя послал к нам?" — спросила Дель­фина. — "Господь Бог". "Ты до­вольна, что я поминаю твое имя в молитвах?" — спросил писатель. — "Да". Вскоре после этого дух исчез.
Виктор Гюго, согбенный, скло­нился над столом. Отныне он стал непременным участником столо­верчения на ближайшие два с лишним года...
Удивительно, что в период с 6 сентября по 6 декабря 1853 го­да собравшимся не раз являлся дух знаменитого французского писателя и философа Жан-Жака Руссо. Однажды его спросили:
"Каково ваше нынешнее отноше­ние к акту самоубийства, которое вы ранее считали допустимым?" Ответ: "Самоубийство — это дея­ние, совершаемое путником, воз­намерившимся отправиться в пу­тешествие по вечности до срока, дабы не опоздать. Этот акт есть не что иное, как попытка переста­вить стрелки на часах своей жиз­ни". "Почему люди боятся смер­ти, хотя загробная жизнь обеща­ет им вечное блаженство?" — "Бог дает человеку земную жизнь для исполнения своей миссии и поэтому внушает ему страх перед смертью".
Вечером 9 декабря 1853 года собравшимся явился дух фран­цузского поэта Андре Шенье. Ему было 27 лет, когда началась Вели­кая французская революция. Ко­роля Людовика XVI схватили при попытке покинуть страну и 21 ян­варя 1793 года казнили. Сотни выдающихся общественных дея­телей оказались на эшафоте и были обезглавлены гильотиной. 25 июля 1794 года их судьбу раз­делил Андре Шенье, не завершив своей последней поэмы.
Как следует из протокола спи­ритического сеанса, дух Шенье завершил свою незаконченную поэму... после смерти! Специаль­ная экспертиза подтвердила ха­рактерный стиль и лексику поэта. Скептики приписывали дописан­ное неосознанному участию в этом самого Виктора Гюго, но его не было в тот момент среди сидя­щих за столом...
Как передал дух Шенье, сразу после отсечения головы ему при­виделась корзина под эшафо­том, заполненная красноватой слякотью. Но тут же картина мгновенно переменилась: вмес­то кровавой жижи перед отлетев­шей душой несчастного раски­нулся безбрежный сверкающий океан! Душа ощутила себя в про­зрачной оболочке, устремив­шейся к небу. А небеса превра­тились в огромное зеркало! И в нем Шенье увидел самого себя в 20-летнем возрасте. Тело боль­ше не прятало душу, а она, осво­бодившись от тела, отражала его в небесах!
И вдруг раздался громоподоб­ный голос: "Слава! Слава тебе, Шенье!" И на поэта снизошло не­бесное сияние неизъяснимой красоты! Шенье вновь возродил­ся в гигантской колыбели. И тот же голос продолжал: "Я, король Людовик XVI,славлю тебя, отдав­шего жизнь за короля!" Встретил там Шенье и виновника своей по­гибели Максимилиана Робеспье­ра и — простил его!



21 февраля 1854 года, как явст­вует из рассказа Виктора Гюго, записанного с его слов, его сыно­вья Шарль и Франсуа-Виктор, возвратившись домой около 23.30, увидели свет в окнах каби­нета отца. Юноши хотели войти в
кабинет, но дверь оказалась за­крытой на ключ. На стук никто не откликался. Тогда все отправи­лись спать.
На следующее утро экономка открыла кабинет и впустила туда сыновей хозяина дома. К удивле­нию вошедших, в кабинете не оказалось ни одного подсвечни­ка! Кто мог осветить комнату в ту ночь и каким образом, осталось загадкой...
Примерно через месяц Гюго лег спать в двенадцатом часу но­чи. Засыпал плохо, поэтому слы­шал, как около часу ночи пришел Франсуа-Виктор и позвонил. Ему открыл дверь Шарль, спустив­шийся со второго этажа. Потом к ним присоединилась мать, и они некоторое время о чем-то пере­говаривались в кухне. Затем по­луночники разошлись по своим спальням.
Дом заснул, и Гюго погрузился в дрему. В этом состоянии он по­чувствовал присутствие кого-то постороннего в доме или около него. Прошло довольно много времени, когда совершенно не­ожиданно и невероятно для до­машнего уклада особняка раз­дался громкий звон дверного ко­локольчика! Писатель мигом оч­нулся от дремоты, сел на кровати и прислушался. "Я удивился, кто мог звонить к нам в три час ночи?" — рассказывал потом Гюго. Он встал, зажег свечу и подошел к окнам — ставни на них не закры­вались. За окном было темно и тихо. Постояв не много, писатель вновь лег спать.
Наутро за завтраком он расска­зал о своем ночном приключении, но никто из домочадцев не слы­шал звона колокольчика...



Некоторые психологи были склонны признать за Виктором Гюго некие отклонения в здраво­мыслии. Кстати, врачи настойчи­во рекомендовали Виктору Гюго оставить спиритические занятия, что он и сделал осенью 1855 года.
Версию о психической непол­ноценности великого француз­ского писателя сторонники спи­ритизма отвергают категоричес­ки, ибо не мог человек с "откло­нениями 

откло­нениями от нормы" создавать та­кие шедевры, как роман "Отвер­женные", завершенный в 1860 го­ду, а позже — романы "Труженики моря", "Человек, который смеет­ся", "93-й год".
А что касается "техники связи", то опытные спириты улавливают смысл текста задолго до завер­шения "стуков". Настоящие меди­умы, как считают знатоки мисти­ческих наук, входят в контакт с "потусторонним миром" напря­мую, а столы, блюдечки, маятни­ки и другие атрибуты спиритичес­ких сеансов служат своеобраз­ным антуражем, возможно, имею­щим какой-то мистический смысл...


Комментариев нет:

Отправить комментарий