"Я тот, кто с ночью близко был знаком,

В дождь вышел я и под дождем вернулся..."
Р. Фрост


понедельник, 26 сентября 2011 г.

Рейнская Сивилла

К пророкам человечество во все времена испытывало жгу­чий интерес. До сих пор мы по­мним имя древнегреческой си­виллы — Кассандры. Помним, впрочем, еще и потому, что не так уж много имен прорицате­лей сохранила история: в памя­ти человечества остались лишь те, чьими устами воистину гла­голет будущее...
Я расскажу о Рейнской Сивилле — пророчице, жившей в начале XII века в Германии. И хотя ее имя не так популярно, как имя знаменитой гречанки, она считается самой выдаю­щейся женщиной средневеко­вья.

Звали ее Хильдегарда. Была она монахиней бенедектинского монастыря, но не затворницей, а ученым. Ум и знания Хильдегарды превозносили знатнейшие особы Европы, причем в столь востор­женных и возвышенных выраже­ниях, какие свойственны скорее Востоку, нежели западному миру. Ее называли воплощением "сия­ющего блеска священной рели­гии", "музыкальным орудием Свя­того Духа, созданным для извле­чения бесценных мелодий, таин­ственно изукрашенным многими чудесами...". Она же скромно от­ветствовала, что является всего лишь "пушинкой, носимой дыха­нием Господа".
Тем не менее эта "пушинка" из сегодняшнего дня воспринимает­ся первой эмансипированной интеллектуалкой средневековья, свободно мыслившей и не при­знававшей авторитетов. Прямо и откровенно аббатиса Хильдегар­да критиковала высшее духовен­ство и даже императора Священ­ной Римской империи Фридриха Барбароссу.
Ее цитируют теологи и медики, ученые и музыканты. И не только цитируют: музыку и песнопения Хильдегарды записывают на СО, в странах Западной Европы созда­но целительское направление, которое так и называется — "ме­тод Хильдегарды".

Родилась Хильдегарда в дво­рянской семье в 1098 году и была десятым ребенком. В три года ее посетило первое видение: яркий свет, проникший в самую душу. На всю жизнь она сохранит это не по-детски сильное переживание, которое тогда даже не умела вы­разить.
Восьмилетней девочкой Хиль­дегарда была отдана на воспита­ние монахине, дочери могущест­венного графа, с которой они по­селились в женском ските бенедектинского монастыря.
Надо сказать, что с детства Хильдегарда была болезненной и слабой. Потому она с ужасом смотрела, как истязает себя аске­зой ее наставница. И хотя та об­ладала даром целительницы и
пророчицы, к 44 годам попросту уморила себя. Хильдегарда по­добной участи не желала. Пре­красно сознавая, что "человек, подвергающий свое тело неуме­ренному воздержанию, всегда раздражен", она избегала край­ностей и прожила 81 год.
Ее любознательность не знала границ. Вообще среди бенедектинцев было немало людей про­свещенных, монахи занимались науками, монастыри имели бо­гатые библиотеки. Огромное со­брание книг было и в обители Бингема, где жила Хильдегарда. Помимо библиотек, в те време­на при каждом монастыре имел­ся свой аптекарский сад-ого- род. Монахи слыли знатоками трав и снадобий, которыми вку­пе с молитвой лечили всех страждущих. Искусство цели- тельства Хильдегарда постигла в совершенстве.
Ей были ведомы явные и тай­ные, сокровенные свойства трав и камней. Она относилась к чело­веческому организму как к едино­му целому и считала болезнь не только карой Божией, но и след­ствием нарушения внутренней гармонии. Более того, благочес­тивая монахиня была убеждена, что мир пронизан энергиями, ко­торыми обменивается все живое. Хильдегарда первой в средневе­ковой Европе заговорила об орга­низме как о единой системе, о не­разрывных связях всего живого на Земле.

Методы лечения Хильдегарда назначала в зависимости от тем­перамента: сангвинику нужны совсем не те травы, коренья и снадобья, которые помогут флег­матику; меланхолику лишь повре­дят лекарства, которые могли бы спасти холерика.
Итогом целительских изыска­ний любознательной монахини стала "Книга простого врачева­ния" — универсальный свод ин­формации о природных целитель­ных силах: о лечебных свойствах металлов, камней, рыб, птиц, зла­ков, животных. Каждое существо и вещество было ею изучено, описано, оценено и рекомендова­но с точки зрения физических свойств, возможностей приготов­ления и употребления.
Не обошла Хильдегарда вни­манием и магические рецепты: среди ее излюбленных "ле­карств" — наговоренные кофе, овсянка и хлеб, вразумляющее печенье...
Докопалась Хильдегарда даже до причин болезни, поразившей первого человека — Адама. Ведь она прекрасно разбиралась в та­ких разделах медицины, которые
для средневековья никак нельзя назвать популярными и за втор­жение в которые можно было в те времена и на костер попасть: ее занимали проблемы наследст­венности, эмбриология, гинеко­логия, расстройство половых функций у мужчин.
Во многих болезнях, по мнению Хильдегарды, повинен первород­ный грех: жажда сладострастия. Именно ее отравляющее присут­ствие в крови Адама и Евы почув­ствовал змей, подбив их вкусить яблока. И потому "ответствен­ность" за грехопадение Хильде­гарда возложила на обоих праро­дителей человечества вопреки церковному воззрению на жен­щину как на "сосуд греха".

"Познай пути" — так назвала Хильдегарда свод записей о ви­дениях, которые регулярно посе­щали ее. Но даже в этом вполне мистическом деле она остава­лась ученым. Принято считать, что видения посещают особ эк­зальтированных, вводящих себя в экстатическое состояние. Кста­ти, именно так "работали" древ­ние сивиллы: для обретения про­роческого дара они должны были надышаться специальными испа­рениями и войти в транс. Но толь­ко не Хильдегарда! Видение как способ познания — так можно охарактеризовать ее подход к этой тонкой области психики. Возможно, поэтому ее видения получили официальное призна­ние церкви.
Учитывая вполне светский, реа­листический склад ума Хильде­гарды, можно предположить, что, записывая свои видения, она ин­терпретировала их, отчего хао­тичная мешанина образов скла­дывалась в логически выверен­ные, осмысленные картины гря­дущего. Так средневековая мона­хиня предсказала приход к власти Наполеона и затеянную им войну, наступление режима реформа­ции в Англии.
В разворачивающихся перед ней картинах история человече­ства развивалась по спирали, а космос представал неким яйцом, в котором заложены как силы раз­вития, так и энергия защиты от разрушения.

Уже при жизни Хильдегарда была признана великой провиди­цей. К ней обращались как к ора­кулу, ибо многие ее предсказания сбывались с удивительной точно­стью.
Став аббатисой основанного ею монастыря, она получила ох­ранную грамоту от Фридриха Барбароссы, которого знала лично. Но во время Тридцати­летней войны грамота не убе­регла детище Хильдегарды: мо­настырь сгорел.
Остаток жизни Хильдегарда провела в обители города Рюдес- хайм, и до сих пор горожане бого­творят аббатису: ведь благодаря ее славе заштатный немецкий го­родок превратился в знаменитый туристический центр! В наше вре­мя туда началось настоящее па­ломничество желающих приоб­щиться к идеям "первой фемини­стки" Германии. На пожертвова­ния посетителей монахини мона­стыря отстроили гостиницу, кото­рая в состоянии принять всех же­лающих. Сам же город, связан­ный с именем Хильдегарды, каж­дый год принимает около двух с половиной миллионов туристов со всего света.
Хильдегарда составила не­сколько карт Вселенной. На од­ной из них Земля находится в цен­тре Вселенной и окружена со всех сторон звездами и планетами.
В издательствах стран Европы корпят над переводами ее необъ­ятных фолиантов и писем. Журна­лы печатают рецепты "от Хильде­гарды" и ее пророчества.
По оценке специалистов, она предвидела время второго все­мирного потопа, когда "волны пе­рестанут подчиняться берегам". А после того, как в небе пронесется огромная комета (предположи­тельно, комета Галлея, возвраще­ние которой в пределы видимос­ти с Земли ожидается в 2062 го­ду), некое великое государство, описание которого очень напоми­нает Америку, по предсказанию Хильдегарды, будет "разорено землетрясениями, бурями и ог­ромными морскими волнами. Океан затопит также и все осталь­ные страны, а жители немногих уцелевших городов будут жить в вечном страхе".
Другое ее пророчество ученые интерпретировали как предвиде­ние угрозы термоядерной зимы. Звучит оно так: "Грозные ветры, зародившиеся на Севере, прине­сут густой туман и плотные обла­ка пыли, которые забьют людям рты и глаза так, что, объятые жут­ким страхом, они прекратят свою кровавую резню".
Не дай бог, конечно, чтобы сбылись апокалиптические виде­ния Рейнской Сивиллы. Но в том, что касается ее воззрений на мир и природу человека, эта средневековая монахиня оказа­лась удивительно дальновидной, прозорливой и свободной от ус­ловностей. И кажется нам такой до сих пор, даже спустя девять веков.
"Вселенная похожа на яйцо" - говорила Хильдегарда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий