"Я тот, кто с ночью близко был знаком,

В дождь вышел я и под дождем вернулся..."
Р. Фрост


понедельник, 26 марта 2012 г.

Магия: взгляд сквозь века


Египет — это греческое название страны Кем, что в переводе означа­ет "загадка, тайна". И тайной окутано все, что связано с этой древней землей. Более двух веков продолжается изучение древнеегипетской цивилизации, но до сих пор исследователи не пришли к единому мнению даже отно­сительно ее возраста. Не­смотря на трудности, боль­шое количество важной ин­формации удалось извлечь из погребальных и культо­вых текстов, дошедших до нас. Большая часть их каса­ется бессмертия, той важ­нейшей, центральной идеи, которая существовала в не­изменном виде на протяже­нии тысячелетий и состав­ляла ось всей религиозной и общественной жизни древ­них египтян. С первой и до последней минуты главной заботой каждого египтянина была жизнь за порогом смерти. Основным источни­ком информации о доктрине воскресения и посмертной жизни является большое со­брание религиозных текс­тов, известное под названи­ем "Книга Мертвых". В них отражены не только сокро­венные верования, возвы­шенные идеалы и благород­ные устремления образо­ванных египтян, но также и религиозные суеверия и детское благоговение перед амулетами, магическими обрядами и чарами, которые они унаследовали от своих додинастических предков и считали неотъемлемой час­тью пути к спасению. И ко­нечно же, как в любой рели­гии, необходимо было при­сутствие божества, чья жизнь на том и этом свете была образцом идеальной человеческой жизни. Таким божеством у древних егип­тян был Осирис.
Жители этой древней страны верили в божествен­ное происхождение Осири­са, в то, что он был изувечен силами зла и претерпел смерть, а затем после долгой борьбы с этими силами вос­стал из мертвых, сделавшись царем подземного мира и су­дьей умерших. Но раз он по­бедил смерть, значит, и дру­гие праведные тоже могут победить ее. Египтяне воз­несли Осириса на небеса — так высоко, что он стал равен Ра, богу Солнца, и приписы­вали ему атрибуты бога. Оси­рис, став царем Египта, про­свещал и наставлял свой на­род, выведя его из нищеты и варварства. Он научил егип­тян выращивать и улучшать плоды земли, дал им основ-
ной свод законов, управляю­щий их жизнью, и обучил поч­тительности к богам и куль­товому служению. Он стран­ствовал по всему миру, при­зывая людей принимать ус­тановленный им порядок, но не принуждал их к этому си­лой оружия, а убеждал свои­ми доводами, выраженными в гимнах и песнях, под звуки музыкальных инструментов. Осирис обещал своим по­следователям воскресение и вечную жизнь.
Даже после принятия египтянами христианства они продолжали мумифици­ровать умерших и на протя­жении долгого времени сов­мещали атрибуты своего бо­га и "богов" с атрибутами Бога Всемогущего и Христа. По собственной воле они никогда бы не отступили от веры в то, что тело должно быть мумифицировано, хотя умершему и гарантирована вечная жизнь, но христиане, проповедуя то же учение о воскресении, что и египтя­не, сделали шаг вперед, ут­верждая, что в сохранении тела нет необходимости Св. Антоний Великий говорил: "При воскресении из мерт­вых я получу его (тело) не­тленным от Спасителя". Причины мумификации по­степенно забылись, искус­ство умерло, погребальные обряды сократились, молит­вы стали мертвой буквой, и обычай изготовления мумий вышел из употребления. Вместе с искусством муми­фицирования умерли культ и вера в Осириса, который из бога мертвых стал мертвым богом. Для христиан Египта его место занял Христос, чье воскресение и возмож­ность даровать вечную жизнь проповедовались в то время в большинстве стран доступного миссионерам мира. В Осирисе египетские христиане нашли прототип Христа; в изображениях и статуях Исиды, кормящей своего сына Гора, они рас­познавали прототип Девы Марии и ее Младенца. Ни­где в мире христианство не нашло людей, чье сознание было столь хорошо подго­товлено к восприятию этого учения, как в Египте.
В египетской религии важное место занимала ве­ра в магию, т. е. в то, что с помощью магических имен, заклинаний, чар, формул, изображений и амулетов, а также церемоний, сопро­вождаемых "словами влас­ти", можно достичь сверхъе­стественных результатов. Магия здесь возникла в те времена, когда жители до- династического Египта по­лагали, что земля, преис­подняя, воздух, небо насе­лены видимыми и невиди­мыми существами, они счи­тались дружелюбными или враждебными человеку в за­висимости от того, были ли природные явления, кото­рыми они якобы повелева­ли, благоприятными или не­благоприятными для людей. Древние Египтяне полагали, что эти существа по своей природе и характеру очень похожи на смертных и обла­дают всеми человеческими страстями, эмоциями, сла­бостями и недостатками. Магия должна была заста­вить их служить человеку. Благосклонность дружелюб­ных существ могла быть до­стигнута дарами и жертво­приношениями. А проявле­ния враждебности со сторо­ны суровых и неумолимых можно было избежать либо ублажая их, либо призвав с помощью амулета, тайного имени, магической форму­лы, рисунка силы более мо­гущественные. Египетская магия заставляла дружест­венные и враждебные силы исполнять волю человека независимо от их желания. Вера в магию была в Египте старше веры в бога. Магия и религия в Египте развива­лись и процветали бок о бок на протяжении всей его ис­тории. Поэтому изучение одного из этих явлений не­избежно включает в себя и исследование другого.
Из религиозных книг Древнего Египта мы знаем, что сила жреца или челове­ка, знающего и умело при­меняющего магию, счита­лась почти безграничной. Произнеся определенные слова или имена особым об­разом и надлежащим тоном, он мог исцелять больных, избавлять от злых духов, возвращать мертвых к жиз­ни. По его слову неодушев­ленные предметы и изобра­жения оживали и спешили выполнить приказ. Силы природы признавали его власть: ветры и дожди, бури и штормы, реки и моря, бо­лезни и смерть восставали, чтобы уничтожить его вра­гов. При помощи слов мож­но было разверзнуть землю и вздыбить воды вопреки их природе. Тому, кто владел знаниями из книг "Двойного Дома Жизни" (Дом Жизни и Дом Смерти, Дом пребыва­ния в мире этом и мире за­гробном, земном и небес­ном), будущее было извест­но так же хорошо, как и про­шлое; ему были подвластны время и расстояния, мисте­рии жизни и смерти; он мог сорвать покровы, скрываю­щие от простого смертного тайны рока и судьбы. Если
даже образованные египтя­не оценивали столь высоко силу магов, то нет ничего удивительного в том, что по­добные верования и суеве­рия в еще более грубой фор­ме процветали среди крес­тьян и ремесленников, не понимающих символическо­го характера исполняющих­ся в храмах церемоний и слишком невежественных для того, чтобы реально оценить происходящее. Пользуясь невежеством большинства, маги, а позже жрецы стали претендовать на обладание властью над богами, духами и демонами. Эти "маги" пользовались своими мнимыми знаниями и силой ради наживы и гото­вы были содействовать лю­бым грязным делам или не­лепым замыслам профанов, если это сулило им выгоду.
Магия стала вырождать­ся в колдовство и сатанизм, а занимавшиеся этим счита­лись пособниками дьявола, слугами сил тьмы и масте­рами "черного искусства". Элементы египетской чер­ной и белой магии можно проследить в магических си­стемах многих стран мира. Религиозные идеи многих языческих культов и христи­анских сект берут свое нача­ло в Египте. Егиггтяне очень гордились своей способнос­тью контролировать и на­правлять движения ядови­тых змей и были чрезвычай­но искусны в этом уже во времена возведения пира­мид. Во многих папирусах повествуется о том, как еги­петские маги уничтожали врагов, произнося несколь­ко магических слов и совер­шая определенную церемо­нию. Святой Стефан отмеча­ет, что великий Моисей "обучен был всей мудрости египетской", и подчеркива­ет, что патриарх "был силен в словах и делах". Но между деяниями Моисея и магией египтян, среди которых он жил, есть одно существен­ное различие: Моисей дей­ствовал по велению Бога ев­реев, а египтяне — с помо­щью богов Египта, повеле­вая ими. В истории Моисея описывается, как он "про­стер руку свою над морем, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и рас­ступились воды. И пошли сыны Израилевы среди мо­ря по суше; воды же были им стеною по правую и по ле­вую сторону". Когда между двумя стенами воды шли египтяне, Моисей по веле­нию Бога простер свою руку над морем, "и вода возвра­тилась; и покрыла все ко­лесницы и всех всадников
войска фараонова, вошед­ших за ними в море". Судя же по древним текстам, еги­петские маги могли повеле­вать водами моря или реки задолго до Моисея.
С незапамятных времен египтяне славились своим умением обрабатывать ме­таллы. По свидетельству греков, они выделяли золото и серебро из природных руд с помощью ртути. В резуль­тате этого процесса полу­чался "черный порошок". Считалось, что он обладает чудесной силой и заключает в себе индивидуальные свойства различных метал­лов, объединяя их подлин­ные сущности. В мистичес­ком смысле этот "черный по­рошок" идентифицировался с телом бога Осириса в за­гробном мире. Искусство манипуляции с металлами, изучение их состава и маги­ческих свойств было названо "хемейя", то есть "приготов­ление черной руды" актив­ного начала при превраще­нии металлов. К этому на­званию арабы добавили час­тицу "аль", образовав таким образом слово "аль-хемейя" (или алхимия). Магические практики египтян распрост­ранились на Восток и нашли благодатную почву среди ев­реев, живших в Вавилоне и вокруг него.
Изучая древнеегипет­ские религиозные тексты, можно убедиться, что егип­тяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного все­знающего, всемогущего, не­постижимого, творца неба, земли и подземного мира, создателя моря и суши, мужчин и женщин, животных и птиц, рыб и пресмыкаю­щихся, деревьев и растений, а также бестелесных су­ществ вестников, испол­няющих его волю и слово. Именно эту часть их воззре­ний следует признать осно­вополагающей, ибо на ней базировались религия и те­ология в целом. В Египте свято верили в воскресение преображенного и восстав­шего в славе тела к вечной жизни вместе с духами и ду­шами праведников в царст­ве Того, кто был рожден от Бога, но жил на земле, пре­терпел там ужасную смерть от рук врагов, воскрес из мертвых и стал богом и ца­рем загробного мира. Но, искренне веря во все это, египтяне так и не смогли от­казаться от амулетов, маги­ческих имен и "слов власти".


3 комментария:

  1. Я лично для гаданий использую данный сайт http://magistika.com/ Мне тут реально много раз помогали и всячески решали мои проблемы, так что советую их)

    ОтветитьУдалить